Подмосковный город Жуковский - авиационная
"мекка" России. Здесь расположены крупнейшие отраслевые научно-исследовательские
институты, филиалы всех самолетостроительных фирм страны и регулярно
проводятся авиационные салоны мирового уровня. По численности населения
город нельзя отнести к разряду крупных или даже больших и, казалось
бы, все проживающие в нем должны быть влюблены именно в авиацию.
Однако Алексея Якубовича трудно причислить к ним, его страсть -
мотоциклы.
На счету Алексея несколько самостоятельно
построенных мотоциклов, в том числе с двигателем от "Запорожца",
и два трицикла. На страницах нашего журнала встречалось много машин
этого типа, но подобных по конструкции не было. Один свой трицикл
Алексей выполнил на базе кузова, двигателя и задней подвески автомобиля
"Фольксваген - Жук", а другой - двигателя и задней подвески "Запорожца"
ЗАЗ-968. Оба транспортных средства спроектированы в "суперчоперном"
стиле, что наложило на конструкцию не только особые требования по
тщательности отделки, но, к сожалению, и ограничение по ее маневренности.
Связано это с большим выносом переднего колеса и наклоном его вилки
- на больших скоростях (свыше 100 км/ч) машина плохо "слушается
руля" и может не хватить прочности рычагов передней подвески при
попадании колеса на неровности дороги.
В качестве иллюстрации рассмотрим второй
вариант трицикла А.Якубовича.
Все агрегаты машины собраны на сварной трубчатой
пространственной раме, в основе которой лежат гнутые лонжероны и
две поперечные балки. В задней части рамы верхние и нижние лонжероны
попарно (левые и правые) объединены между собой. В эти же узлы вварены
подкосы центральной балки. В вертикальной плоскости лонжероны зафиксированы
нижней дугой и внутренними проушинами крепления рычагов задней подвески.
Кроме того, все места стыков труб усилены мощными стальными косынками.
Узел же "центральная балка - верхний основной лонжерон" имеет силовой
короб.
Для подсоединения к раме амортизаторов задней
подвески верхняя балка оснащена специальными стаканами, выполненными
по аналогии с автомобильными.
Трубчатые рамки для подножек пассажира приварены
к косынкам и подкосам центральной балки и, обшитые с двух сторон
стальным листом (s3), служат для установки на них, во-первых, подножек
пассажира (типа мотоциклетных), во-вторых, отбойников подвески и,
в-третьих, подкосов консоли крепления задних крыльев. Все перечисленные
детали и узлы (в том числе и передняя консоль крыла) были приварены
к раме в процессе предварительной сборки трицикла.
Узел педалей управления состоит из подножек,
рычагов, оси и выносов, вваренных в нижнюю поперечину, закрепленную
на раме двумя кронштейнами и подкосом. К последнему подходит и направляющая
хвостовика механизма переключения скоростей. Вообще компоновка трицикла
не мотоциклетная - чаще всего используемая у нас, а достаточно распространенная
за рубежом. Двигатель помещен не в "базу", а отодвинут назад за
ось заднего моста, что приводит к смещению центра тяжести в ту же
сторону. Машина с такой центровкой получается очень ретивой и легко
встает на дыбы при резкой даче "газа". Опытному "наезднику" это
не мешает, а наоборот, помогает выполнять, может, и рискованные,
но захватывающие дух трюки.
Силовой агрегат от "Запорожца" (двигатель,
сцепление и коробка переключения передач) практически не дорабатывался.
К нему добавились только некоторые агрегаты: установлен масляный
радиатор от вертолета, воздушный фильтр заключен в сверкающий хромом
цилиндрический корпус и от каждого цилиндра выведено по фирменному
(от "Хонды") глушителю Остальное все "родное" - от ЗАЗ-968. Закреплен
мотор на раме штатными узлами в трех точках. Две из них находятся
в верхних углах арки, образованной задними частями лонжеронов и
верхней балкой, а третья - на полке между нижними лонжеронами, где
располагается передняя часть КПП. Скорости переключаются рычагом,
связанным через
Общий
вид трицикла:
1 - колесо переднее; 2 - крыло переднее (от мотоцикла "Ямаха");
3 - подвеска переднего колеса, рычажная; 4 - фара; 5 - кронштейн
фары; 6 - корпус спидометра (СтЗ, хромирование); 7 - бак топливный;
8 - рычаг переключения передач; 9 - коробка переключения передач;
10 - аккумулятор; 11 - спинка сиденья; 12 - блок задних фонарей;
13 - фильтр воздушный; 14 - двигатель; 15 - вентилятор; 16
- радиатор масляно-воздушный; 17 - глушители (от мотоцикла
"Ямаха"); 18 - колесо заднее (295x50x15); 19 - муфта эластичная;
20 - тяга тормоза (Х18Н9Т, труба 12x1); 21 - педаль тормоза;
22 - клаксон; 23 - подкос заднего крыла (СтЗ, труба 15x1,5,
хромирование); 24 - амортизатор (от автомобиля ЗАЗ-968); 25
- каркас крепления глушителей и радиатора (Х18Н9Т, труба 18x1,5);
26 - крыло заднее; 27 - консоль крепления крыла (СтЗ, труба
28x1,5); 28 - консоль передняя (Х18Н9Т, труба 12x1); 29 -
кронштейн крыла (Х18Н9Т, лист s 1,5); 30 - рычаг подвески
заднего колеса (от ЗАЗ-968); 31 - рукоятка "газа"; 32 - рычаг
переднего тормоза; 33 - корпус замка зажигания (СтЗ, хромирование);
34 - педаль сцепления; 35 - тяга сцепления (X18Н9Т, труба
12x1); 36 - механизм переключения скоростей; 37 - руль (Х18Н9Т,
труба 25x3). |
шарнир "жигулевского" типа
с хвостовиком коробки. Он выведен под левую руку, так как правая
рука, по-мотоциклетному, постоянно находится на рукоятке "газа".
Особое место в конструкции трицикла занимает
редко встречающаяся рычажная подвеска переднего колеса. Две пары
ее титановых консолей уравновешены пружинами от "ижевских" амортизаторов
и вертолетных агрегатов. Консоли соединены между собой поперечными
рычагами оригинальной формы, через которые проходит и ось колеса.
При движении колеса вверх под воздействием какого-либо препятствия
на дороге нижние, более жесткие пружины, сжимаясь, стремятся вернуть
его
Рама
(все детали выполнены из СтЗ):
1 - колонка рулевая; 2 - косынки (лист s5); 3 - лонжерон основной,
верхний (труба 60x3); 4 - подкос (труба 34x2); 5 - короб усиливающий
(лист s3); 6 - кронштейн платформы под аккумулятор (уголок
50x50); 7 - лонжероны верхние (труба 34x2); 8 - дуга нижняя
(труба 34x2); 9 - рамка подножки пассажира (труба 22x1,5);
10 - подкосы центральной балки (труба 52x3); 11 - стаканы
амортизаторов; 12 - дуги сиденья пассажира (труба 28x1, хромирование);
13 - проушины крепления рычагов задней подвески (лист s5);
14 - полка для крепления КПП (полоса 80x5); 15 - косынка установки
шарнира рычага переключения передач (лист s3); 16 - выносы
крепления педалей (труба 28x2, хромирование); 17-рычаг педали
(лист s5, 2 шт., хромирование); 18 - лонжероны основные, нижние
(труба 34x2); 19 - кронштейн крепления клаксона (уголок 50x50);
20 - балка центральная (труба 60x3); 21 - балка верхняя (труба
52x3); 22 - узел крепления двигателя (лист s5); 23 - перемычка
(уголок 50x50); 24 - зашивка рамки (лист s3 с двух сторон);
25 - подножка (Х18Н9Т, груба 36x4); 26 - ось (X18Н9Т, пруток
028); 27 - заглушка (Х18Н9Т); 28 - кронштейн (лист s3); 29
- поперечина нижняя (труба 34x2); 30 - направляющая хвостовика
механизма переключения передач (труба 28x1,5); 31 - основание
сиденья пассажира (труба 20x1, хромирование). |
Подвеска
переднего колеса:
1,11 - конусы упорные (Х18Н9Т); 2 - спецгайка М12 (Х18Н9Т);
3 - траверса основная, верхняя (АК4); 4 - консоль основная
(ВТЗ-1, пруток D40); 5 - траверса основная, нижняя (АК4);
6 - рычаг поперечный (Х18Н9Т, лист s10); 7-траверса нижняя
(АК4); 8 - консоль подвижная (ВТЗ-1, пруток D28); 9 - траверса
верхняя (АК4); 10,15,18 - втулки (Х18Н9Т); 12,13,16,17 - пружины
сжатия; 14 - шайбы упорные; 19 - гайка М12; 20 - опора сферическая;
21 - шток (Х18Н9Т); 22 - ось (болт М12); 23 - втулки (бронза);
24 - гайка со сферической головкой. |
назад, а при "провале"
колеса действуют верхние пружины.
Над двигателем смонтирован каркас, служащий
для установки аккумулятора (за сиденьем водителя) и укладки пассажирского
сиденья. К подушке последнего пришнуровываются по бокам два объемистых
кожаных кофра для какого-либо груза, которые к тому же прикрывают
моторные агрегаты и придают законченный вид машине, выполненной
в стиле "чопер". Этому же направлению моды отвечают подвеска переднего
колеса и оформление руля, приборов, фары, бензобака и крыльев. Кстати,
бак и уширенные задние крылья (каждое сделано из двух крыльев от
мотоцикла "Урал") были покрашены автомобильной синтетической краской
черного цвета и тщательно отшлифованы. Затем на подготовленную таким
образом поверхность профессиональный художник нанес с помощью аэрографа
рисунок на космическую тему. После чего все было покрыто прозрачным
лаком и отполировано.
Кстати, А.Якубович, помимо индивидуального
технического творчества, немало времени посвящает общественной деятельности.
Дело в том, что в Жуковском имеется немало молодых людей, желающих
в свободное от работы время заняться техническим творчеством. Алексей
официально создал такой центр. Но ни администрация города, ни "лежащие"
сегодня авиационные "киты" не могут или, скорее, не хотят помочь
ему - выделить или сдать в аренду помещение, где можно было бы оборудовать
соответствующую мастерскую. И получается, что при наличии в городе
пустующих помещений базой для центра является частный гараж. А ведь
сколько ребят можно было бы уберечь от пагубного влияния улицы и
наркотиков?
В.КУДРИН
источник
http://trike.com.ua
|
|